Ани Асланян
Основатель
телеграм-канала
«Все о блокчейн, мозге
и Web 3.0»
Сегодня ИТ-гиганты со своими платформами, построенными на сборе пользователей и пользовательских данных доминируют в глобальной сети интернет. По мере роста этих платформ росла и их способность приносить пользу благодаря силе сетевых эффектов, что позволило им быть лидерами.
Например, данные Facebook (запрещённая в РФ организация) о поведении пользователей помогли компании точно настроить свои алгоритмы до такой степени, что лента соцсети и таргетинг рекламы стали значительно лучше, чем у конкурентов. Также и Amazon использовала свое преимущество работы с данными для оптимизации логистики, так и для разработки собственных продуктовых линеек. А YouTube создал огромную библиотеку видео самых разных авторов, что позволяет предлагать пользователю контент практически на любую тему.
Глобальный интернет сегодня находится на переходном этапе, когда человек не просто пользователь интернета, а уже готовится стать его частью. Если обратиться немного к истории, то можно выделить несколько этапов развития глобальной сети.
Интернет Web 1.0 (1990-2005 гг.)был основан на открытых протоколах, они были децентрализованы и управлялись сообществом. Вся концепция этого этапа была связана с потреблением контента.
Интернет Web 2.0 (2005–2020гг.) представляет собой созданный потребителем контент, централизованный на платформах. Этот этап характеризуется разрозненными централизованными службами, управляемыми корпорациями. Большая часть стоимости досталась таким компаниям, как Google, Apple, Amazon и Facebook.
Сегодня мы находимся в начале развития Web 3.0, который сочетает в себе децентрализованный мир Web 1, управляемый сообществом, с передовыми современными функциями Web 2.
Интернет Web 3.0 — это интернет, принадлежащий разработчикам и пользователям, которые взаимодействуют друг с другом в метавселенных с помощью цифровых токенов, новых носимых мобильных устройств, как интерфейсы мозг - компьютер.
В эпоху Web3 крупные технологические компании больше не являются главными хранителями данных в Интернете, а технология блокчейн позволяет пользователям совместно контролировать и размещать данные.
Другими словами, приложения, построенные на блокчейне, такие как социальные сети, маркетплейсы или поисковые системы, позволят пользователям участвовать, совершать транзакции без посредников, как в Web 2.0.
В некоторых случаях онлайн-опыт также будет принципиально другим благодаря искусственному интеллекту, который сделает взаимодействие между пользователями и машинами более быстрым и бесшовным. О чем идёт речь?
В связи с масштабным развитием и широким внедрением AR/VR, AI технологий, особенно в игровой среде, создаются предпосылки не только для появления метавселенных, но и нового пользовательского интерфейса.
Пользовательский интерфейс будет определяться следующими этапами развития: Mobile -> AR / VR -> Brain computer interface (Интерфейсы мозг - компьютер).
Речь идет о том, чтобы сделать доступ к информации более естественным, безбарьерным.
Использование мозга в качестве интерфейса может означать конец эпохи клавиатур, мышей, игровых консолей и тд.Пользователю нужно только подумать о командах, и они будут реализованы.
Пользовательский интерфейс в Web3 будет похож для сравнения с электронными устройствами сегодняшнего дня и с доступом в Интернет в начале 90-х.
В Web3 вместо платформ, имеющих полный контроль над данными, пользователи обычно владеют любым контентом, который они создали (например, сообщения или видео), а также цифровыми объектами, которые они приобрели. Более того, эти цифровые активы обычно создаются в соответствии со стандартами взаимодействия в общедоступных блокчейнах, а не размещаются в частном порядке на серверах компании. Это делает активы «портативными» в том смысле, что пользователь может, в принципе, покинуть любую платформу, переместившись вместе со своими данными — на другую.
Это серьезный сдвиг, который может коренным образом изменить то, как работают цифровые компании: возможность пользователей переносить свои данные с одной платформы на другую создает новые источники конкурентного давления и, вероятно, требует от компаний обновления своих бизнес-стратегий. Если платформа не создает достаточную ценность для своих пользователей, они могут просто уйти. И действительно, в Web3 новые участники могут явно стимулировать опытных пользователей к переходу к ним, например, NFT- платформа LooksRare вознаграждает пользователей за переход на свою площадку, в отличие от известной OpenSea.
В то же время динамика создание интероперабельного уровня инфраструктуры позволяет платформам легко подключаться к более широким сетям контента, тем самым расширяя масштабы и типы ценностей, которые они могут предоставить своим пользователям. Кроме того, уровень инфраструктуры означает, что затраты, связанные с созданием доверия пользователей, намного ниже в Web3. Управление цифровыми активами в публичных реестрах проясняет, какие активы существуют и кому что принадлежит, что раньше было проблемой в Интернете. Если цифровой художник, например, утверждает, что новое произведение искусства ограничено 489 тиражами, то потенциальные владельцы могут проверить это напрямую в блокчейне.
Эта структура доверия распространяется на программное обеспечение, на котором работают платформы Web3: ключевые операции могут быть закодированы в блокчейне в виде «умных контрактов», которые подлежат проверке и неизменны. Это позволяет разработчику платформы заблаговременно принять правила ценообразования, соглашения о роялти и механизм вознаграждения пользователей.
Все это означает, что по крайней мере теоретически запустить продукт в Web3 может быть намного проще и даже индивидуальный предприниматель сможет это сделать.
Если подвести итог, то можно выделить, что у Web3 есть потенциал создания более ценного Интернета для всех нас и скорее всего, он будет выглядеть совсем иначе и станет более открытым, чем тот, в котором мы живем сегодня.
